(† ок. 740), мч. (пам. 20 сент.). По греч., сир. и лат. источникам известен как Евстафий (Евтихий), мч. Харранский (пам. зап. 14 марта). Согласно «Хронографии» прп. Феофана Исповедника (нач. IX в.), Е. А. (в источнике - Евстафий), сын патрикия Мариана, был захвачен в плен арабами при взятии ими крепости Сидирон (Сидирун, букв.- Железная, в районе совр. Цебельды) во время их вторжения в горную Апсилию и Мисиминию (на юго-востоке совр. Абхазии) под командованием Сулеймана, сына халифа Хишама (724-743). Этот поход летописец датирует 6230 (738) г. и считает, что арабы выступили против «Романии» (т. е. Византии), поскольку в то время эти земли входили в сферу визант. политического влияния. Согласно др. сообщению прп. Феофана (Theoph. Chron. Т. 1. P. 393-394), в ходе экспедиции, состоявшейся между 706 и 711 гг. (Чичуров. 1980. С. 141), при взятии упомянутой крепости византийцами у арабов буд. имп. Льву III помог некий Марин, «первый из апсилов». Возможно, речь идет об отце Е. А., к-рый в таком случае был правителем Апсилии и за оказанную помощь получил от императора титул патрикия. Высказывалось предположение о тождестве отца Е. А. с патрикием Марином, упоминаемым в некоторых рукописях «Эклоги» императоров Льва III и Константина V (Васильевский В. Г. Законодательство иконоборцев // Он же. Труды. Л., 1930. Т. 4. С. 166-167). В 6232 (740) г., согласно «Хронографии», Е. А. в числе мн. христиан принял мученическую кончину за отказ принять ислам по приказу халифа Хишама в г. Харран (Месопотамия). Как следует из сообщения прп. Феофана, у мощей Е. А., хранившихся в этом городе, совершались многочисленные исцеления.
Сообщение о Е. А. также содержится в «Хронике» яковитского патриарха Михаила Сирийца. Автор трактует указ халифа Хишама как повеление казнить всех находившихся в плену византийцев в ответ на ложное известие о том, что имп. Лев III убил всех араб. пленных, и поэтому ставит под сомнение мученический характер смерти Е. А. и пострадавших вместе с ним (Michel le Syrien. 1901. IX 21). Сообщение Михаила Сирийца повторяет под 740 г. автор анонимной сир. хроники 1234 г.
Кард. Цезарь Бароний включил Е. А. «с дружиной» в Римский Мартиролог на основании сообщения прп. Феофана, почерпнутого им из лат. перевода Анастасия Библиотекаря (IX в.; Theoph. Chron. T. 2. P. 268), где Е. А. фигурирует как Евтихий, а казнившим его халифом ошибочно назван аль-Валид II, преемник Хишама (в Мартирологе искаженная форма - Евелид). Наименование патрикия отнесено Баронием к самому Е. А.
Е. А.- один из наиболее почитаемых святых на территории совр. Абхазии, ее защитник и небесный покровитель. Его память совершают 20 сент., в день памяти его патрона, вмч. Евстафия Плакиды (I в.). Существует предание, что Е. А. воздвиг в Цебельде храм во имя вмч. Евстафия и благодаря ему абхазы стали почитать этого святого: в абх. фольклоре сохранился пересказ визант. текста «Мученичества святого Евстафия Плакиды и его кровных» (Абх. сказки и легенды. 1994. С. 197-200).
В 2004 г. ректором Новоафонского ДУ иером. Дорофеем (Дбаром) было составлено жизнеописание Е. А., а абх. худож. Б. Джопуа создал изображение святого, на основе к-рого иноком Георгием из Сухуми была написана икона мученика (изд. с текстом жизнеописания на обороте. 2005. Нов. Афон). В 2007 г. в Очамчире был воздвигнут храм во имя Е. А.
Е. А. изображается в виде воина: он облачен в хитон, доспехи, гиматий, ноговицы. Золотые, украшенные драгоценными камнями подол, поручи и шапка с меховой опушкой (на левом плече Е. А.) указывают на знатное происхождение святого. На груди Е. А.- золотой, также украшенный драгоценными камнями плат с изображением головы оленя, между ветвями рогов к-рого написан лик Иисуса Христа,- образ, заимствованный из Жития вмч. Евстафия Плакиды (Салтыков А., прот. 1996. Вып. 1. С. 5-19). В левой руке Е. А. держит меч, в правой - крест и 2-конечную стрелу, символизирующую справедливость и возмездие. Абхазы помещали раздвоенные стрелы на иконах (или возле) мучеников-воинов, гл. обр. вмч. Георгия. Считалось, что в случае невыполнения обета или нарушения клятвы, данных перед иконами этих святых, стрелы преследуют человека, вонзаясь в деревья или деревянные предметы,- т. о. св. воины «напоминают» о данных обетах (см. также ст. Георгий, вмч., разд. «Почитание в Грузии»).